Воскресенье
19.05.2024
05:22
Форма входа
Категории раздела
Интересные статьи [4]
Интересные статьи отражающие моё видение искусства Айкидо
О нас и наша история [2]
В этом разделе предоставлены материалы о нас: история, наше развитие, наши интересы и т. д.
Японский язык и культура [3]
В данном разделе предоставлены вашему вниманию статьи о японской культуре, обычаях, языке.
Интервью с известными мастерами [6]
Весьма интересные интервью с известными мастерами боевых искусств отражающие весьма увлекательные факты и теории.
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Интервью с известными мастерами

Интервью с Хироси Исояма
Стэнли Пранин
Aikido Journal #119 (2000)


Хироши Изояма пришел в Ивама Додзё Основателя Айкидо Морихея Усибы мальчиком в возрасте двенадцати лет. Он один из немногих редких людей, помимо Морихиро Сайто,кто был рядом с основателем в период развития современного Айкидо. Изояма страстно увлечен изучением айкидо и этот динамизм отразился в его взрывной технике. Сейчас, будучи в отставке после долгой карьеры в Военно-Воздушных Силах, Изояма посвящает все свое время тренировкам и обучению. Он становится все более известным в мире и в последние годы часто выезжает за границу.

Айкидо в Ивама после войны


Aikido Journal: Расскажите нам пожалуйста как вы начали заниматься айкидо.

Изояма Сенсей: Это было в 1949, который, как вы знаете был трудным годом для Японии. Моя семья управляла гостиницей. Разные люди останавливались в ней, включая членов Якудза. Поэтому я подумал, что было бы глупо не изучать какое-нибудь боевое искусство. Так случилось, что местное айки-додзё (оно еще не называлось <<айкидо>>, и его должны были назвать "Aiki Shuren Dojo") начало набирать детские группы. Так что я и некоторые другие дети по соседству начали заниматься.  Тогда мне было 12.

О-Сенсей тогда все еще жил в Ивама?

Да, только примерно после 1955-го года, он постепенно стал выезжать за пределы Ивама. О-Сенсей вел вечерние детские группы.

Было ли преподавание таким же как в Хомбо Додзё в Токио?

Я не знаю каким было преподавание в Токио  тогда, но он обычно подходил к каждому ученику, брал за запястье и показывал технику. Сам он не делал укеми, но какую бы технику он не делал, например шоменучи иккё, каждому он показывал индивидуально, в то время как другие смотрели. Он никогда не давал подробных объяснений.

Тогда в додзё не было татами (матов), поэтому тренировки могли быть достаточно болезненными. Это была одна из причин, по которой немногие приходили на тренировки. Через несколько лет татами положили в додзё, но мы так долго занимались на деревянном полу, что по началу нам было трудно привыкнуть. Если случалось упасть головой на деревянный пол, это было громко, но боль не распространялась по всей голове. Однако, после того, как мы положили татами, боль проникала в самую глубину. На самом деле, способ, которым мы делали укеми, изменился, когда мы перешли с деревянного пола на татами.


Ранняя фотография сделанная в Ивама
в середине 50-х годов перед Aiki
Shrine. Изояма второй справа,
а Морихиро Сайто второй слева.


Кто был тогда в додзё кроме Сайто Сенсея?

Там были Такео Мурата, Сакае Шимада (в настоящий момент председатель префектуры Ибараки) и Сачио Ямане. В любом случае, как я уже говорил, тогда тренировалось не очень много людей. Так же был Кунио Ояма, который позже стал учиться у профессионального борца Рикодозан (Kim Sin-nak, более известный как Rikid?zan - очень влительный профессиональный борец, прим. перев.) и подобные люди были тогда в додзё в качестве учи деши.

Как я понимаю, в итоге вы попали в Военные Силы Японии

Да, я попал в Военно-Воздушные Силы и был отправлен в Chitose (город на Хоккайдо, прим. перев.) в 1958-м.

Вы открыли клуб айкидо там в Chitose?

Да. В начале моими учениками были только члены Американской военной полиции, но со временем начальник гарнизона попросил меня обучать так же и членов Японских Военно-Воздушных Сил. Тогда же я по необходимости изучил английский язык.

Во время своего последнего визита в Лос Анжелес Вы обучали на английском?

Да, исключительно на английском! На каком же еще?! (смеется)

Приходилось ли вам использовать новые способы выполнения техник из-за того, что большинство ваших учеников из Американской военной полиции физически сильнее и больше Вас?

Конечно. Практика с такими людьми совершенно отличается от работы с людьми, которые меньше тебя. Делать что-либо, например иккё, с гораздо более крупным оппонентом очень сложно, особенно это касается способа выполнения входа и расчета времени. Занятия с такими людьми были очень полезным опытом для меня и я много узнал из них.

Например, мои техники катагурама и генсекиотоши сформировались из моей попытки преподавать кошинаге. Когда я пытался сделать кошинаге на более высоких людях, я обнаружил что они могут просто переступить через меня. Не важно как я пытался выполнить технику, я не мог бросить, потому что разница в росте приводила к тому, что я не мог поставить свои бедра в хорошую позицию перед их (бедрами). Тогда мне пришла идея попробовать направлять их вокруг моих плеч вместо бедер, так я начал использовать эти техники. Я не пытался быть грубым или заносчивым, я просто пытался сделать что бы техники работали. Нужда - мать всех изобретений!


Там в Chitose было много борцов, боксеров и тех, кто просто приходил повеселиться над тем что мы делаем. Из-за военного времени в американской армии было очень много разных людей. Обычно когда вы практикуете айкидо, вы делае вход и выполняете вашу технику одновременно с атакой оппонента. Но когда я делал так, многие жаловались, на то что они еще не готовы. Они хотели чтобы я им позволил сделать хороший захват или удушение и тогда посмотреть, смогу ли я так же выполнять свои техники. Обычно на тренировке уке атакует спереди и затем двигается по кругу за наге, так что у уке нет возможности использовать атаку в полную силу (здесь, видимо, имеются в виду уширо варианты техник, прим. перев.). Но это не убедило их, они хотели сначала взять меня в плотный захват, а потом проверить, смогу ли я выскользнуть из него.

Другими словами, Вам приходилось выполнять техники в наиболее сложных ситуациях.

Был один парень борец, который занял шестое место на Олимпийских Играх в Хельсинки. Он обхватил меня сзади так, что я не мог использовать свои руки или ноги и предложил мне попробовать двигаться в этой позиции. Единственной свободной частью тела была моя голова, поэтому я ударил головой назад в его лицо прямо в переносицу. Конечно, это запрещено в борьбе, но не в будо. Как только я ударил его в лицо, я громко крикнул и использовал мгновение, когда он был открыт, то бы уйти. Я сказал ему, "Вот это будо!" и это убедило его. И такое случалось постоянно.

Вы когда-нибудь говорили Американским ученикам об основателе, Морихее Уэсиба?

Да. Я даже взял некоторых из них в Ивама встретиться с ним. Они не могли поверить, когда увидели как О-Сенсей кинул меня на маты. Они спросили, "Как такой старый человек может бросить кого-то вроде тебя, который может легко бросить всех нас?!". Я ответил, "Я и сам хотел бы знать как!" (смеется) Я объяснил, что айкидо не имеет ничего общего с возрастом. Они спросили могут ли они сами попробовать удержать О-Сенсея и один из самых активных подошел и он был брошен в тот же момент, как он попробовал это сделать. Они не могли понять как такое возможно, они только знали что это возможно.

Последний раз когда я был в Соединенных Штатах, я встречался с одим из основателей их военной полиции, который был моим учеником. Я не виделся с ним сорок лет. После того как он получил шодан, он вернулся в США, закончил университет в Бостоне и позже служил офицером во Вьетнаме. После этого он ушел в ФБР и в течении долгих лет занимался изучением и преподаванием техник задержания или, как мы называем в Японии, тайходжицу. Через интернет он помогал мне найти некоторых других моих бывших учеников. И это действительно замечательно, что айкидо строит такие отношения. Даже связь с людьми потеряна на какое-то время, они все еще могут вернуться снова.

Будо как основа Айкидо

Как бы вы охарактеризовали важность роли будо в развитии айкидо?

С тех пор, как я начал преподавать айкидо, я чувствовал, что я должен оринтироваться в одном направлении. Люди занимаются айкидо по разным причинам, что бы сохранить фигуру, или здоровье, или что там у вас есть. Но очевидно, что именно будо лежит в основе айкидо. Нет проблемы в том, что люди занимаются айкидо просто для того, что бы оставаться в форме. Но я думаю, что они должны еще и развивать в себе бдительность, стремиться постоянно контролировать и не раскрываться перед потенциальным оппонентом. Это очень важный аспект в будо и, я думаю, что пренебрежение им или отведение ему слишком малой роли в ваших тренировках айкидо, приведет к расхождению с истинным духом айкидо.

Мысли основателя менялись с годами от момента, когда он начал преподавать айкидо и до последних дней его жизни. Поэтому в действительности, движения которые он использовал также менялись. Существует очень мало людей, которые напрямую контактировали с ним на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому во многих случаях ситуация как в той старой истории про трех слепых, которые трогали разные части слона и давали различные описания, слона. В этом смысле, я очень удивлюсь, если кто-то полностью понимает всё величие О-Сенсея.

Некоторые люди контактировали с О-Сенсеем, когда он развивал айкидо исключительно как будо. Другие начали начали заниматься только когда он расширил и придал айкидо значение "пути гармонии". В то время как третьи учились в различные более поздние моменты его жизни. Все они имеют различные точки зрения и интерпретации, и не думаю что возможно сказать, что одни из них лучше других.

Я так же думаю, что есть различия, которые зависят от возраста занимающегося. Молодые пытаются найти более сильное айкидо, в то время как более пожилые люди могут углубиться в такие аспекты как гармония и дух. Таким образом все это то, что каждый получил от О-Сенсея. Из-за таких различий очень трудно говорить об айкидо в четко определенных понятиях. Как вы знаете О-Сесей никогда много не писал об айкидо в книгах, хотя некоторые из его техник записаны в Будо (документальный фильм, выпущенный О-Сенсеем в 1935-м году, прим. перев.). Иногда меня удивляло, почему он не писал больше об айкидо. Но с другой стороны, я думаю, что он понимал, что его понимание будет расширяться и то, что он напишет в более молодые годы, потенциально может быть полностью переосмыслено позже. То же самое верно и для его техник, если он говорил что-либо окончательное о них в определенный момент, в более поздний момент он мог прийти в противоречие с самим собой по мере расширения понимания.

Другая трудность состоит в том, что разные люди могли по разному интерпретировать слова О-Сенсея, даже если он им говорил одно и тоже в одно время. Затем люди начинают выдавать свою интерпретацию, как если бы они поняли все, что имел в виду О-Сенсей. Это приводит к небольшим вариациям и в конечном счете к неправильному пониманию.

Когда О-Сенсей учил, он никогда не давал очень подробных объяснений. Одна из причин была в том, что многие люди, приходящие к нему тренироваться айкидо, стояли гораздо выше по социальной лестнице, например, военные офицеры, политики, именитые последователи других боевых искусств, финансисты, главы корпораций и другие хорошо известные и уважаемые люди. Детальные объяснения таким людям, как например "правильный поклон надо делать именно так" и так далее, расценивались бы как обида и снисходительность.

Во время занятий О-Сенсей часто разговорил очень уважительно с людьми, стоящими высоко по социальной лестнице, и с постоянными учениками как мы. Я был очень тронут таким отношением и обращением с людьми.



 

Одним из примеров может быть дискуссия об атеми, которое едва ли сейчас существует в большинстве техник айкидо. Что вы думаете об использовании атеми с практической точки зрения?

Делать атеми просто для того, что сделать атеми совершенно бессмысленно. Нет смысла наносить атеми если ваш удар не будет иметь реального эффекта. Атеми не обязательно должно быть смертельным, он оно должно быть способным нанести определенное количество ущерба. И еще, если вы хотите серьезно думать об атеми, вы должны серьезно думать и об ударах ногой.
Например, в карате есть отличные техники ударов руками и ногами. Я бы сказал, что большинство движений в карате преимущественно прямолинейны, тогда как в айкидо склоняется к движениям по кругу или по сфере. У обоих подходов есть преимущества и недостатки. Я не думаю, что вы можете безоговорочно сказать, что одно лучше чем другое. В любом случае, если вы собираетесь использовать удары руками и ногами как атеми в техниках айкидо, вам надо постоянно думать о том, как объединить, принимая во внимание расчет времени и другие особенности движений в айкидо.

Спор об оружии

Использование оружия в айкидо еще один момент, по которому есть много разных точек зрения. Как вы считаете, у оружия есть своя роль в тренировках айкидо?

Я определенно считаю что есть. Такие техники как тачидори (техника отбора меча) и джодори (техника отбора палки) включены как часть программы сдачи на дан. И люди, которые делаю только техники без оружия, не смогут ее выполнять. Разве не так?
Так же, если вы сами недостаточно хорошо управляетесь с оружием, вы не сможете правильно реагировать когда у вашего оппонента есть оружие. Как выдумаете, у вас бы получилось выполнять тачидори из техник айкидо против меча эксперта по кендо? Или если бы практикующий Мусо-рю джо дал бы вам шанс отобрать у него джо, думаете это было бы так легко? Я очень сомневаюсь.
Я думаю техники с оружием чрезвычайно важны, но я так же думаю, что это очень опасно практиковать их только поверхностно. Если вы собираетесь заниматься с оружием, то занимайтесь правильно и очень тщательно. Это единственная причина, почему я думаю, что нет большой необходимости практиковать вещи типа тачидори или джодори во многих вариациях. Тантодори (техники отбора ножа), также я практиковался против настоящего меча, но только в нескольких вариациях. Все что вам надо это одна или две техники, и если вы овладеете ими действительно хорошо, тогда вы будете подготовлены для самозащиты против подобных вещей настолько хорошо, насколько это только возможно. И конечно, в любом случае, в тренировках с оружием есть элемент опасности.
Так как мы не можем заниматься с настоящими клинками, мы используем вместо них деревянные мечи (бокен). Но если вы хотите тренироваться настолько эффективно, насколько это возможно, то вы постоянно должны думать о бокене как о настоящем мече, а не о палке. Это включает быстрые, решающие, полные решимости атаки. Вы не сможете достигнуть нужную степень серьезности, если вы рубите только для того, что бы сделать укеми. Это хорошая идея, держать в уме такие мысли когда вы занимаетесь с оружием.
Часто говорят что в айкидо нет состязаний. Я думаю что у этого есть несколько уровней значений, но айкидо однажды сказал, "Победа и поражения относительны, тогда как айкидо ищет не относительную, а абсолютную силу. Поэтому айкидо это ежедневная тренировка, что бы 'победить до сражения'."

Как вы думаете, каким было видение техник с оружием у основателя? Например, в соответствии с Морихиро Сайто Сенсеем, основатель много треннировался с оружием и поэтому айкидо Сайто Сенсея содержит много техник с оружием. С другой стороны, другие указывают, что основатель не преподавал оружие в Хомбу Додзё и даже злился, если люди с ним треннировались.

Я думаю, то что О-Сенсей не преподавал техник с оружием в Хомбу Додзё, может быть правдой. Это может быть из-за того что он не треннировал там достаточно много времени. Когда он возвращался назад в Ивама, у него было полно времени для таких занятий и те из нас, кто был там, на самом деле изучали такое оружие как кен и джо. Поэтому то, что говорит Сайто Сенсей правда. Теперь по поводу того, что О-Сенсей злился если люди занимались с оружием в Хомбу Додзё. В действительности, я сам видел как О-Сенсей злился, однако это было потому, что люди делали парную практику с мечом (кумитачи), хотя они не могли делать достаточно хорошо даже самостоятельные упражнения с мечом (субури). Я думаю О-Сенсей считал, что если его ученики собираются заниматься с мечом, то они должны делать это правильно. И он злился если видел, что они просто размахивают мечами, как будто они в какой-то самурайской драме.
Однажды для нашей демонстрации с Сайто Сенсеем, я думаю у меня тогда был сандан (третий дан, прим. перев.), я спросил О-Сенсея, можем ли мы использовать настоящий клинок для тантодори. Он он отказал. Я думаю, что он имел лучшее представлени о моих способностях, чем я сам в тот момент, и он знал, что это будет не самой лучшей идеей. Немного позже я использовал настоящий клинок в другой демонстрации, на которой О-Сенсей не мог присутствовать, и, конечно, я поранился. Я чувствовал себя настолько глупо, что мне подребовалось вот так пораниться, что бы понять почему он отказал мне в первый раз.

Есть люди, которые занимаются другими боевыми искусствами параллельно с айкидо, например иайдо или карате. Некоторые изучают карате для того, что бы понять как наносить удары. Другие занимаются кендо, что бы узнать больше разрезании и тычках.

Я думаю что это замечательно до определенной степени, но я так же считаю, что если вы зайдете в своих тренировках слишком далеко, то превратите свое айкидо в не более чем драку. В конце концов это приведет к борьбе разных форм будо и мыслям о том, какая из них лучше или как бороться против них.

Источник: http://aikidojournal.com
Категория: Интервью с известными мастерами | Добавил: Белый (26.11.2009)
Просмотров: 1950 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: