Интервью Абэ Сэйсэки сэнсэя
Интервью с Абэ-сэнсэем было дано Александру Смирнову и Мацуоке Харуо-сэнсэю 2 апреля 1999 года.
Александр Смирнов: Сэнсэй, Сколько Вам было лет, когда Вы начали заниматься каллиграфией?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Это было 1934 году, когда мне было 19 лет. И начал
я заниматься каллиграфией из-за своих родителей. Девичья фамилия моей
матери была Фудэ (по-японски "Кисточка" - А.С.), а мой отец был
учителем начальных классов и преподавал каллиграфию. Поэтому я
чувствовал себя просто обязанным изучать каллиграфию!
Александр Смирнов: Вы продолжали заниматься каллиграфией из-за самой
каллиграфии или из-за японской традиции продолжать дело родителей?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Принцип Японцев - уважать родителей! И влияние со
стороны родителей очень сильно! Уважать родителей! Мне лучшей причины
для занятий и не нужно было.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Вы осваивали принципы регулировки дыхания одновременно с занятиями каллиграфией?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Когда я начал заниматься каллиграфией, о
регулировке дыхания я знать ничего не знал! В начальных классах школы я
уже начинал заниматься каллиграфией. Однажды мне понадобилось принести
в школу свою автобиографию, и я попросил отца написать её за меня. Я
смотрел в тот момент, как пишет мой отец. В Японии в то время все
документы и письма писались на свитках. Писать кисточкой на свитке
чрезвычайно сложно, но мой отец писал очень красиво и ровно. В тот
момент я почувствовал дыхание отца, и это произвело на меня громадное
впечатление! Не просто письмо, но письмо с силой дыхания! Я до сих пор
храню очень яркие воспоминания о том, как писал отец - с силой дыхания.
Александр Смирнов: А с О-сэнсэем Вы познакомились позже?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Да.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Как Вы познакомились с О-сэнсэем?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: В 1940 году я начал страдать от депрессии вызванной
напряжением от занятий каллиграфией. Помимо этого в то время я
интенсивно занимался Кэндо и Дзюдо. Однажды один из моих друзей
пригласил меня с собой на собрание Мисоги (традиционный Японский ритуал
очищения заключающийся в ритуальном обливании холодной водой). В
последний момент мой друг не смог пойти, и я пошёл один. Там я
познакомился с профессором Футаки, который преподавал Мисоги. И вот во
время этого собрания Футаки-сэнсэй рассказал всем про О-сэнсэя. В то
время то, чем занимался О-сэнсэй, ещё не назвалось "Айкидо", а
называлось "Уэсиба-рю Тайдзюцу". Футаки-сэнсэй сказал мне, что найти
О-сэнсэя тяжело, но я обязан постараться это сделать, потому что
О-сэнсэй - гений. И вот в 1952 году в префектуре Осака я наконец
встретил О-сэнсэя. Произошло это совершенно случайно. Однажды я шёл по
улице и увидел дом, на двери которого висела табличка с именем
О-сэнсэя. Я был очень удивлён и постучал в дверь. О-сэнсэй открыл дверь
лично! Он произвёл на меня сильное впечатление. Но для него я был
незнакомцем. На моё счастье сразу за его спиной стоял Танака-сэнсэй,
который меня знал. И потому меня пригласили войти. Я снял обувь, вошёл
в дом О-сэнсэя и объяснил ему причину своего визита. В те годы ученик
без рекомендательного письма не имел никакого шанса начать заниматься
БИ. Но когда я объяснил О-сэнсэю про профессора Футаки, тот простил
меня и позволил мне заниматься. Между О-сэнсэем и Футаки-сэнсэем были
очень близкие отношения. С этого момента я начал тренироваться в додзё
у Танаки-сэнсэя в Осаке. Вскоре после этого у меня с О-сэнсэем
состоялся очень приятный разговор про Мисоги. В то время О-сэнсэй
постоянно проживал в деревне Сиратаки на острове Хоккайдо (Сиратаки
переводится, как "Белый водопад"; А.С.). На Хоккайдо очень холодный
климат. Немногие знают о том, что О-сэнсэй постоянно занимался Мисоги и
даже на Хоккайдо делал это каждое утро! Зимой было много снега, и река
в деревне Сиратаки замерзала. Лёд был очень толстый, и сломать его было
тяжело. Но каждое утро О-сэнсэй выходил на берег, чтобы делать Мисоги.
И лёд в том месте стал тоньше, потому что О-сэнсэй ломал его каждое
утро. О-сэнсэй очень гордился такими тренировками. Он говорил, что
делать Мисоги на Хоккайдо гораздо тяжелее, чем на других островах
Японии. У обычного человека 5 чувств: вкус, обоняние, зрение, осязание
и слух. Опытный ученик, долго занимающийся Мисоги, может развить в себе
дополнительные чувства. Занимаясь Мисоги, можно прикоснуться к другому
миру, миру духовному.
Александр Смирнов: А какое у Вас было впечатление, когда Вы увидели О-сэнсэя и его учеников на тренировке?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Он был великим из великих! Великий философ и
необычный гений. Я начал заниматься Айкидо ещё до того, как я
познакомился с О-сэнсэем. Но Футаки-сэнсэй велел мне приложить все
усилия к тому, чтобы стать учеником О-сэнсэя. Футаки-сэнсэй и О-сэнсэй
уважали друг друга не просто как друзья, а как учитель и ученик.
Мацуока Харуо-сэнсэй: А какую связь имеет Мисоги и Айкидо?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Два вида связи - физическая и умственная. Связующим
звеном между Айкидо и Мисоги является дыхание. Чтобы жить, нужно
дышать, но это обычное дыхание. В Айкидо и Мисоги человек дышит иначе.
В этом и есть связующее звено.
Александр Смирнов: А когда Вы стали заниматься, Вам пришлось перестраивать своё дыхание?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сначала все ученики выполняют физические упражнения
и изучают технику приёмов, и только потом начинают изучать дыхание. Я
хорошо помню, что сначала О-сэнсэй меня научил лишь основам Пути
Дыхания, и только много позже особым приёмам, основанным на Пути
Дыхания. По сути, он сразу раскрыл мне секрет дыхания, но в тот момент
я его не смог осознать.
Мацуока Харуо-сэнсэй: А Путь Дыхания, изучение дыхания внутри приёма, комбинируется с только изучаемым приёмом?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Начинающих нужно обучать технике приёма и дыханию
по отдельности. Совмещение дыхания с приёмами - это следующий этап.
О-сэнсэй учил нас, что источник успешно проведённого приёма - это
дыхание. Это довольно сложно усвоить, но О-сэнсэй считал, что если
ученик может успешно понять Путь Дыхания, то через месяц этого ученика
уже можно делать инструктором. Путь Дыхания очень тяжело освоить!
Александр Смирнов: А не схоже ли дыхание с Ки?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Ки Пути Дыхания отличается от обычного Ки. Обычный
Ки происходит от китайской философии Тай Чи , Ци Гун (иероглифы Ки, Чи
и Ци это одно и то же А.С.). Но Ки Дыхательного Пути - это другое.
Александр Смирнов: Как строится дыхание во время каллиграфии? "Выдох -
написание черты - вдох"? Или нужно выдыхать во время написания черты?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Начинающие должны прерывать дыхание с первого до
последнего момента написания черты. Но для более опытных есть метод
написания черты на выдохе. Техника и дыхание должны быть слиты воедино.
К этому мы стремимся.
Александр Смирнов: Как же этому научиться?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сначала полный выдох. Потом прервать дыхание. Потом
полный вдох. Потом прервать дыхание. Повторять снова и снова.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Мысли сосредотачивать на дыхании или думать о чём-нибудь ещё?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Сосредотачивать на дыхании. Такое дыхание
производится нижней частью живота. Точкой под пупком. Прерывание
дыхания на время и есть ключ к пониманию Пути Дыхания. Дело не просто в
чисто механическом перерыве между вдохом и выдохом и между выдохом и
вдохом. Во всяком случае, не в таком ритме, в каком дышал бы обычный
человек. Это очень тонкое понятие.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Может быть, следует начать с осознания собственных дыхательных привычек?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Да, на это надо обратить серьёзное внимание.
Слишком много народу ходит на тренировки бездумно. Для них Айкидо -
просто спорт, наподобие физзарядки.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Не хотели бы Вы поделиться какими-нибудь воспоминаниями об О-сэнсэе?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Когда О-сэнсэй что-то говорил, я слушал не только ушами. Я воспринимал его слова всем телом.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Это Мисоги привило Вам такую чувствительность?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Мой дух стал более сосредоточен и подвижен в
результате занятий Мисоги. Но это слишком сложный вопрос для нашего
разговора.
Мацуока Харуо-сэнсэй: Не расскажите ли ещё что-нибудь про О-сэнсэя?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Однажды, когда О-сэнсэй жил у меня в доме, после
тяжёлой тренировки я стал читать ему на ночь книгу о поединках на
мечах. Это было уже после полуночи, я читал ему эту книгу, как
колыбельную, чтоб он скорее заснул. Если мать читает на ночь что-то
ребёнку, после того как ребёнок заснёт, она старается двигаться очень
аккуратно, чтоб не разбудить ребёнка. И я поступил так же. Когда
О-сэнсэй уснул, я начал очень тихо закрывать книгу. И вдруг О-сэнсэй
рявкнул: "А что дальше!?" И ещё был один интересный случай. Я читал
О-сэнсэю книгу знаменитого на всю Японию автора Гоми Косукэ о поединках
на мечах (это была любимая книга О-сэнсэя). Так вот, пока я читал,
О-сэнсэй вдруг проснулся и резко спросил: "Где мой меч?" Он вскочил и
стал мне показывать, как правильно делать приём с мечом, приговаривая:
"Гоми там неправильно написал! Вот так делай! Делай как я! Я делаю
правильно!". То есть, пока О-сэнсэй слушал историю, он воображал всё
происходящее, как будто бы он сам участвовал в настоящем поединке! Но в
определённый момент между его воображением и текстом романа возникло
расхождение. И я своими глазами увидел, какая большая разница бывает
между вымыслом и реальностью.
Александр Смирнов: А Ваше Айкидо изменилось за годы?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Безусловно! Я стал намного лучше - и как Айкидист и как человек!
Александр Смирнов: Имеет ли это отношение к тому, что Вы мне говорили
как-то раньше: ''Чем сильнее мастер, тем его Айкидо мягче!''
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: да, это так.
Мацуока Харуо-сэнсэй: И с Вами это происходило?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: У меня произошёл очень сильный прогресс. Моё Айкидо
стало намного мягче. И я за долгие годы видел ту же самую метаморфозу с
другими мастерами. Человек, который не изменяется в этом направлении,
никогда не сможет полностью постичь Ки.
Александр Смирнов: Видимо, это большая разница - начать изучение Айкидо
у уже опытного мастера или у свежеиспечённого инструктора?
Абэ Сэйсэки-сэнсэй: Всё зависит от личности самого ученика. У упрямых учеников стиль Айкидо очень жёсткий!
_______________________________________
Абэ Сэйсэки
10-й Дан от Уэсиба Морихэй, основателя Айкидо;
Руководитель и старший инструктор "Амэно Такэмусу Айкидзюку Додзё" (Осака);
Старший администратор Всемирного Штаба Айкидо Айкикай "Айкидо Хомбу Додзё" (Aikido Aikikai Honbu dojo);
Носитель государственного ордена Японского правительства "Будо Корося";
Старший инструктор Айкидо Айкикай в 11 Университетах Японии.
Каллиграфия
Член и секретарь общества "Нитэн"
(дочерняя организация Японского Министерства Культуры);
Консультант в "Нихон Сёгэй-ин" (национальный институт каллиграфии);
Председатель в ассоциации каллиграфов "Тохо";
Графический редактор по каллиграфии газеты "Йомиури";
Профессор Японского Университета Каллиграфических искусств;
Секретарь выставочного комплекса "Кансай".
Абэ-сэнсэй родился в 1915 году, посвятил себя каллиграфии с 1934
года. Отец Абэ-сэнсэя преподавал каллиграфию в начальных классах
средней школы и своим примером вдохновил молодого Сэйсэки Абэ к
доскональному изучению каллиграфии.
В 1952 году в Осаке Абэ-сэнсэй лично встретился с
Морихэй Уэсиба и сразу приступил к тренировкам Айкидо под личным руководством
О-сэнсэя. Являясь учеником О-сэнсэя, он дошёл до ранга 10-го дана по
Айкидо Айкикай. Одновременно с изучением Айкидо под руководством
О-сэнсэя, Абэ-сэнсэй являлся учителем О-сэнсэя по каллиграфии.
Как член общества "Нитэн", лично выбирает произведения для ежегодной
выставки каллиграфии на высшем уровне в Японии. Под его руководством
были воспитаны более 200 мастеров-каллиграфов в ранге "Шихан" (Сихан - shihan) и под его руководством каллиграфию изучают более 3000 человек только в префектуре Кансай.
Харуо Мацуока
5-й дан; Главный инструктор Тэн Син Бугэй Гакуэн.
Имеет более чем 25 летний опыт занятий Aikido.
В течение 20 лет является самым приближённым учеником Стивена Сигала.
С 1989г. по 1997г. занимал должность главного инструктора Тэн Син в Лос-Анджелесе.
В конце 1997г. Мацуока вернулся в Японию, где изучал айкидо под руководством Сихана Сэйсэки Абэ-сэнсэя(10-ый дан; учитель Стивена Сигала) и преподавал айкидо на Американской военной базе в Окинава.
В 1999г. Харуо Мацуока получил 5-й дан от Абэ-сэнсэя.
В ноябре 1999г. возвращается в Лос-Анджелес, где продолжает преподавать Айкидо.
Также Мацуока-сэнсэй является старшим инструктором по Айкидо в
Государственном Нортриджском Университете и в Окружном Центре
Общественного Здоровья в Алисо Виехо.
В дополнение, Мацуока-сэнсэй продолжает проводить ежегодные
семинары по всему миру включая такие страны, как Бразилия, Франция и
Россия, проводить которые ему помогает Смирнов Александр.
Александр Смирнов
является большим другом Федерации Айкидо России,
одним из отцов-вдохновителей и организаторов проекта "АЙКИМАРАФОН 2000"
совместно с клубом Стивена Сигала "Тэн Син Бугэй Гакуэн", непременным
участником передачи "Я-телохранитель", демонстрируемой на канале НТВ.
Имеет богатый опыт занятий боевыми искусствами:
-Вольная борьба (КМС);
-САМБО (КМС);
-Кёкусинкай Каратэ (3 Дан) (с 85 по 89 год обучался у М. Ойямы);
-с 89 года занимался Айкидо в школе Стивена Сигала "Тэн Син Бугэй Гакуэн";
-с 91 года личный ученик Мацуока Харуо - Сэнсэя, единственного ути-дэси Стивена Сигала.
Источник: http://bugeisha.ru |