Настоящие правила регламентируют общие положения, касающиеся занятий в додзе, требований по включению учеников в учебную группу и исключению из нее, а так же общие моменты функционирования и процветания нашего додзе. Организация, осуществляющая всестороннее и специализированное развитие человеческой личности и общества в целом, именуется школой боевых искусств (Бугэй гакуэн) и выполняет свои функции через квалифицированного инструктора именуемого учителем (сэнсэй) и его непосредственных заместителей- инструкторов в лице старших учеников (сэмпай). Школа, в лице учителя и его последователей, изучает и развивает как искусства боевой направленности, такие как: айкидо (путь айки), айки-дзюцу (искусство айки), кэн-дзюцу (искусство владения мечом), иай-дзюцу (искусство выхватывания меча из ножен), дзё-дзюцу (искусство короткой палки), танто-дзюцу (искусство ножевого боя), так и вспомогательные, созидательные искусства, такие как: каппо (искусство "возвращения к жизни"), шиацу (лечебный массаж), сёдо (путь кисти- калиграфия), макробиотика (наука о правильном питании), дзадзэн (медитативная практика), мисоги (практика очищения, закалки), японская культура и язык.
I. Додзе.
Додзе- "место (постижения) пути", тренировочный зал для занятий боевыми искусствами, специально оборудованный либо любой другой зал (место), где соблюдают необходимые ритуал, этикет и общие принципы изучения боевых искусств. Додзе может быть оборудован татами- упругими матами, смягчающими падения, кувырки. Центральным элементом додзе является камидза- "священное место" или шомэн, где расположены либо традиционно алтарь посвященный божеству покровителю додзе, так же свитки с известными изречениями и портреты великих учителей, либо более лаконично портрет основателя школы (стиля) и свиток с названием школы. Камидза (шомэн) олицетворяют собой дань уважения к священному божеству-покровителю, основателю стиля (школы) и требует должного уважительного отношения. Традиционно располагается с восточной стороны додзе, либо напротив выхода из додзе. Необходимо помнить, что додзе это не только место где вы изучаете то или иное искусство, но так же храм где вы обретаете возможность объединить ваше тело с вашим духом в целостную сущность! В процессе тренировок, а так же просто по истечении времени додзе загрязняется, поэтому необходимо помнить и своевременно участвовать в уборке и чистке додзе. Уборка додзе это не акт наказания и не привилегия младших либо старших учеников, в уборке должны участвовать все без исключений. В додзе во время занятий, а так же после, находясь непосредственно на тренировочной площади (татами), нельзя: быть неряшливо и неполно одетым; ходить по залу обутым; заходить в додзе из раздевалки без сменной обуви; курить; пить всевозможные напитки без специального разрешения; есть что-либо; находится на занятиях с жевательной резинкой во рту; громко разговаривать; кричать; заходить в зал, а так же покидать зал без специального разрешения учителя (инструктора); ходить без дела, а так же заниматься чем-либо не относящимся к учебному процессу додзе; пользоваться без крайней необходимости и без разрешения мобильным телефоном; находиться в додзе в состоянии алкогольного опьянения. При входе в додзе, так же как и при выходе из него, необходимо соблюдать ритуал приветствия и уважения. При входе, как только вы вошли в зал необходимо поклониться с уважением самому додзе, поклон должен быть направлен в центр зала, поклон делается стоя. После того как выполнено приветствие додзе следует выполнить поклон камидза (шомэн), поклон выполняется на краю татами либо у края тренировочной площади зала из позиции сейдза. При выходе из додзе следует выполнить поклон сначала камидза (шомэн) затем перед выходом поклон додзе. Во время тренировки необходимо так же соблюдать уважительное отношение как к додзе и камидза, так и ко всем кто занимается с вами бок о бок.
II. Форма одежды.
Форма одежды для занятий боевыми искусствами допускается следующая: длинная куртка до середины бедра с запахом до бока (общепринято "кимоно", более верное название ги, кейкоги, доги) белого цвета, штаны не стесняющие движений до щиколотки так же белого цвета (по специальному разрешению допускаются другие цвета), пояс в длину имеющий три объема ваших бедер и шириной около 4-5 сантиметров. Цвет пояса зависит от степени подготовленности и мастерства. Начинающие ученики, так же как и сдавшие экзамены на 6 и 5 кю носят белые пояса, ученики сдавшие экзамены на 4 и 3 кю носят пояса зеленого цвета, ученики аттестованные на 2 и 1 кю носят пояса коричневого цвета. Имеющие степень от 1 дана и выше имеют право носить черный пояс. Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины. Под хакама разрешается одевать традиционный японский оби (пояс), шириной 10 см и длиной около 3 метров. На одежде для тренировок (ги) не допускается никаких украшающих элементов. Разрешается написание своего имени на левом рукаве куртки (и/или на поясе на одном из концов, и/или на нижнем крае левого отворота куртки) по-японски (катаканой). Так же к одежде традиционных боевых искусств относится хакама- традиционная японская одежда в виде очень широких штанов с семью складками и специальной твердой вставкой в виде трапеции для поддержания спины. Для занятий необходима хакама темных цветов (черный, темно-синий, темно-коричневый). Право носить хакама дается после сдачи на 3 кю всем без исключения. Во время занятий на вас не должно быть никаких украшений (кольца, серьги, часы, цепочки и т.п.). В виде исключения либо по разрешению учителя на занятия допускаются ученики без ги в простой не броской спортивной форме не сковывающей движения. Для передвижений вне додзе ученики обязаны иметь сменную обувь. При входе в зал обувь снимается. На занятиях все без исключения находятся в додзе босиком. Одежду для тренировок следует всегда содержать в чистом и опрятном виде. К занятиям не допускаются ученики в грязных ги, рваных ги, без поясов.
III. Тренировочный инвентарь.
Для занятий необходимо иметь три вида основного инвентаря. Первый и самый необходимый для всех занимающихся это макет самурайского меча катана из твердых пород дерева- боккен. Длина индивидуальна и должна быть такой, чтобы держа боккен за рукоять у основания лезвия в свободно опущенной руке конец оружия не доставал до земли. Рукоять имеет длину в три хвата ладони. Так же для занятий необходимо дзе- палка из твердых пород дерева, диаметром 3-4 см. Длина дзе измеряется индивидуально- это расстояние от пола до вашей груди либо подмышки. Еще одним необходимым инвентарем является макет ножа- танто, так же из твердых пород дерева. Общая длина не более 25 см, длина рукояти в один хват. Форма лезвия традиционно соответствует форме лезвия катана. Тренировочный инвентарь всегда необходимо содержать в лучшем виде. Не допускается: грязи, сколов, трещин, любых других дефектов способных вызвать поломку оружия.
IV. Понятие учитель, ученик, младший ученик, старший ученик.
Дэси - ученик - адепт школы, полностью разделяющий взгляды главы школы и имеющий твердое искреннее намерение обучаться боевым искусствам в данной школе, оттачивая своё мастерство в упорных и непрерывных тренировках и беспрекословно следующий наставлениям учителя (сэнсэя) либо инструктора (сэмпай). Основным и основополагающим качеством любого ученика должна быть открытость и искренний интерес к занятиям! Учениками называются все без исключения последователи школы либо не аттестованные. Кохай - младший ученик - адепт школы, регулярно посещавший тренировки в течении минимум года, преданный и верный последователь главы школы, неустанно стремящийся к совершенствованию изученного материала, а так же открытый для постижения более сложных техник. Младшими учениками называются не аттестованные и аттестованные последователи на 6, 5, 4 кю. Сэмпай - старший ученик - адепт школы, неустанно практикующий под руководством учителя (сэнсэй) боевые искусства не менее трех лет, прилагающий большое количество сил для постижения всех граней боевого искусства, а так же совершенствующийся сам лично регулярно практикуя самодисциплину и умеренную аскезу, участвующий непосредственно в развитии и процветании школы. Старшим ученикам по мере необходимости учитель (сэнсэй) доверяет проведение разминки, обучение младших учеников, а так же, в случаях отсутствия учителя, и всей тренировки в полном объеме. Старшими учениками называются аттестованные последователи на 3, 2, 1 кю. Сенсей- буквально "ранее родившийся", учитель, под руководством которого вы постигаете ту или иную науку, искусство. Сенсей несет ответственность за каждого ученика и всех людей находящихся в додзе во время тренировки. Ответственность за учеников обуславливается не только обязанностью обучить технике, но так же физическим и эмоциональным здоровьем учеников. Исходя из этого всем без исключения следует всегда выполнять все наставления и рекомендации учителя. Сенсей руководит учебным процессом и в праве удалять из додзе учеников мешающих тренировочному процессу, либо неадекватно ведущих себя во время занятий. Необходимо уважать учение и философию боевых искусств, а также способ, с помощью которого учитель (сэнсэй) передает это учение. Сэнсэй является связующим звеном объединяющим ваше обучение с опытом многих учителей и мастеров прошлого и настоящего. Только сэнсэй решает, будет он вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают вам место для практики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку. Каждый ученик обязан вовремя вносить взносы. Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использовать техники боевые искусства во вред другому человеку или для проявления своего эго. Это техника не разрушения, а созидания. Это инструмент для создания лучшего общества благодаря совершенствованию индивида. Во время тренировки не должно быть столкновений эго. Боевые искусства — это не уличная драка. Вы находитесь в додзё для того, чтобы преодолеть и очистить свои агрессивные реакции, чтобы воплотить в жизнь дух самурая, открыв свою социальную ответственность. Во время тренировки не должно быть соперничества. Целью боевых искусств является не борьба с противником и нанесение ему поражения, а борьба со своими собственными агрессивными инстинктами и победа над этими инстинктами. Сила боевых искусств — не в мышечной силе, а в гибкости, связи, согласовании, контроле и скромности. Высокомерие недопустимо. Все должны сознавать пределы своих возможностей. Физические способности у всех людей разные, так же как и причины, заставившие их заниматься боевыми искусствами. К этому следует относиться с уважением. Настоящее искусство — это правильное и гибкое применение техники в любых меняющихся обстоятельствах. Вы несете ответственность за то, чтобы не наносить никаких повреждений. Вы обязаны защищать своего партнера по тренировке и себя. Все, кто искренне хочет изучать боевые искусства, неустанно совершенствовать себя и полностью согласен с положениями изложенными в данном уставе, могут быть зачислены в школу и преступать к занятиям. Не согласные с положениями данного устава не могут обучаться в этой школе.
V. Этикет.
На занятиях боевыми искусствами необходимо соблюдать этикет присущий традиционным воинским искусствам а так же японской религии синто. Этикет в занятиях боевыми искусствами должен пронизывать все на вашем пути боевых искусств, это выражается не только в уважении к духу боевых искусств, который передает вам Учитель (сэнсэй), и вашим партнерам по тренировке, но и ко всему что так или иначе относится к тренировочному процессу, например, додзе, тренировочный инвентарь (учебное оружие), одежда для занятий. До занятий входя в зал необходимо приветствовать додзе и камидза (шомэн). Перед началом занятий под руководством учителя либо инструктора все ученики вновь приветствуют камидза (шомэн), за которым следует два хлопка руками, потом еще один поклон камидза (шомэн) и, наконец, приветствие друг друга со словами "о-нэгай-симас!", что буквально означает "будьте так любезны" либо в вольном переводе- "разрешите с вами потренироваться". Поклоны, предназначенные камидза (шомэн) символизируют уважение к духу и принципам боевых искусств, а также к Морихэи Уэсиба, который разработал систему айкидо. Два хлопка символизируют единство (мусуби). Первый посылает вибрации в духовный мир. Второй воспринимает отзвук этих вибраций и соединяет ваш дух с духом Морихэи Уэсиба и с Универсальным Сознанием. Вибрации, которые вы посылаете, и эхо, которое вы принимаете, диктуются вашими собственными духовными убеждениями и отношением. Если вы опоздали на тренировку вам необходимо войти в зал совершив поклон додзе, поприветствовать камидза (шомэн) и сидеть на краю татами либо у края учебной площади зала и ждать пока учитель не разрешит вам присоединиться к группе. В процессе тренировки необходимо всегда быть открытым и внимательным ко всему. Четко выполнять все указания учителя или инструктора и прилагать максимум усилий для постижения изучаемого предмета. Получая личные объяснения по изучаемому материалу от учителя необходимо поклониться до и после наставления. Если наставления получает ваш партнер, не стоит стоять, тем более ходить без дела. Необходимо сесть в сейдза рядом и ждать пока учитель не закончит свои объяснения. После демонстрации изучаемого материала учитель либо сам либо с ассистентом делает поклон ученикам, при этом всем без исключения ученикам следует поклониться в ответ. Во время тренировки при отработке изучаемого материала в парах, необходимо выбрав себе партнера поклониться ему с уважением, пригласив тем самым заниматься вместе. После команды учителя о прекращении наработки следует вновь поклониться своему партнеру с благодарностью, при поклоне можно устно благодарить партнера говоря "спасибо" или "аригато!". При отработке с партнером учебного материала следует так же уважительно относиться к партнеру, не забывая о том, что у каждого человека есть те или иные ограничения физических возможностей. Если необходимо по тем или иным причинам покинуть додзе нужно спросить разрешения у учителя или инструктора, получив разрешение необходимо поклониться. Покидая додзе следует вновь проявить уважение к камидза (шомэн) и к додзе поклонившись. После окончания тренировки под руководством учителя (инструктора) вновь воздается дань уважения камидза (шомэн), после учитель и ученики кланяются друг другу со словами "Домо аригато годзаймас айкидо!", что буквально означает "Большое спасибо за тренировку айкидо!". После учитель дает команду "отагай-ни-рей!", что означает "поклон партнерам", необходимо поблагодарить каждого с кем вы занимались в процессе тренировки. Так же следует помнить все время о почтительном отношении к камидза (шомэн). Нельзя например сидеть во время демонстрации материала вытянув ноги в сторону камидза и опершись на руки (допускается только позиция сейдза и полулотос), нельзя игнорировать поклоны, как к партнерам, так и к учителю (инструктору), не следует, ни под каким предлогом, опираться на стену шомэн. Уважительно необходимо относиться и к вашему учебному оружию. До отработки учебного материала, как и после, следует выполнить поклон оружию стоя, вытянув оружие перед собой в обеих руках, либо сидя в сейдза, положив оружие прямо перед собой. Понятие этикета включает в себя еще один важный аспект - четко и до конца выполнять указания учителя (инструктора). Не следует пренебрегать тем или иным учебным материалом. Заниматься так же чем-либо отвлеченным от изучаемого в данный момент времени материала без специального разрешения учителя (инструктора) недопустимо! Следует помнить, как во время обучения в додзе, так и в повседневной жизни, что независимо от иерархического положения человека в додзе и обществе, его личных качеств, пола, нации, цвета кожи, возраста, мировоззрений, физических качеств к человеку всегда и везде нужно проявлять уважение!
VI. Наставления перед тренировками.
Настоящие наставления взяты из книги Морихеи Уэсиба "Будо". В скобках приведены те же правила в редакции Киссёмару Уэсиба сына Морихеи. Данные указания указывают на истинный путь, которого следует придерживаться усердно тренируясь боевыми искусствами. 1.Первоначально цель боевого искусства состояла в том, чтобы уничтожить врага одним ударом (броском, техникой); так как все техники могут быть смертельно опасны, следуйте наставлениям инструктора и не вступайте в состязание силой. (В айкидо можно легко, одним ударом, лишить человека жизни, поэтому на тренировках следует выполнять указания инструктора и не вступать в силовое соперничество даже в шутку.) 2.Боевое искусство- метод, развивающий способность одного сражаться со многими. Следовательно, во время тренировки всегда надо помнить о возможности появления противников с четырех или восьми сторон и быть настороже. (Айкидо- это путь, на котором через освоение одного элемента можно прийти к способности справляться с множеством различных ситуаций и врагов. И тренироваться нужно с таким настроением, чтобы быть готовым к атаке не только спереди, но и сразу со всех сторон.) 3.Всегда занимайтесь в энергичной и радостной манере. (Тренироваться нужно всегда с удовольствием, весело.) 4.Инструктор способен передать вам лишь малую часть учения; только посредством непрерывных тренировок вы сможете приобрести необходимый опыт, позволяющий постичь его тайны. Не спешите поверхностно освоить много техник сразу; одну за другой делайте каждую из техник своей собственной. (Слова и указания инструктора могут дать лишь самое общее представление о предмете изучения, а реально освоение техники айкидо во всех тонкостях начинается с собственных регулярных тренировок.) 5.Ежедневную тренировку начинайте с основных движений, чтобы зарядить тело без напряжения. Первые десять минут потратьте на разогревание, и не будет опасности травмироваться даже для пожилых людей. Получайте удовольствия от занятий и стремитесь постичь их истинную цель. (Регулярные ежедневные тренировки надо начинать, прежде всего, с упражнений по улучшению своего физического состояния, и свое функциональное состояние повышать постепенно, не допуская, однако, переутомления. Больше того, следует создавать обстановку, чтобы человек любого возраста, даже пожилой, не мог получить физическую травму, чтобы шлифовка техники шла на фоне веселого, радостного повторения упражнений.) 6.Занятия боевыми искусствами должны способствовать воспитанию искреннего человека с чистыми помыслами, способствующего росту и процветанию общества в целом, и формировать характер. Техники передаются от человека к человеку на индивидуальной основе, их не следует неразборчиво открывать публике. Нельзя применять секретные техники с дурными целями. (Айкидо ставит своей целью закалку и тела и души, воспитание человека с чистым сердцем. Секреты его мастерства должны предаваться от человека к человеку, при этом следует избегать как пустого раскрытия этого мастерства посторонним людям, так и его бесполезного применения на улице в целях хулиганства.)